О публичных слушаниях проекта краевого бюджета

Колонка Максима Ихсанова

На 5 октября запланированы публичные слушания проекта бюджета Хабаровского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Лично мне идея публичных слушаний таких документов кажется довольно сомнительной.

Во-первых, потому что людям с улицы в принципе не по силам осилить даже городской бюджет Хабаровска. Не говоря уже о краевом. Этот проект готовили десятки людей в течение полугода. Просто смешно пытаться достаточно хорошо разобраться в проекте за несколько дней, оставшихся до слушаний.

Во-вторых, потому что существуют люди, чьей прямой обязанностью является изучать проекты краевых бюджетов, досконально их разбирать, и затем принимать или не принимать их в зависимости от потребностей жителей Хабаровского края. Эти люди называются краевые депутаты. И непонятно зачем нужны публичные слушания в мире, где у общества и так есть типа целый орган для того, чтобы оценивать и принимать или не принимать проекты бюджетов.

Если кто не знает, то в Хабаровской городской думе есть такой депутат Наталья Жирякова. Она экономист. Приличная женщина (в отличии от ЛДПР-овского сброда, оккупировавшего в настоящее время эту думу). Сейчас на пенсии (насколько мне известно). У неё есть возможность (время и компетенция) изучать бюджет города Хабаровска. И вот она регулярно сообщает о всё новых и новых обнаруживаемых ею чудесах в этом бюджете. Свободный Хабаровск уже несколько публикаций сделал по её находкам. И сейчас про очередную готовим. А она депутат уже третий год. И третий год читает городские бюджеты. И каждый месяц — всё новые и новые открытия. Это я к чему рассказал: даже городской бюджет это не то, что в принципе можно освоить за какие-то разумные сроки.

А бюджет Хабаровска: всего 16 миллиардов рублей. В отличии от 114 миллиардов краевого бюджета (114 453 миллиона рублей расходов запланированы в бюджете на 2022 год).

Но что ещё более важно: никто не задумывается над тем, зачем вообще нужна краевая администрация. Какие услуги она оказывает обществу? Городские администрации содержат городскую инфраструктуру. Федеральный центр содержит все эти стада силовиков, чтобы держать нас в повиновении, судебные системы, МЧС, платит пенсии. Кто-нибудь вообще заметит, если все сотрудники краевой администрации чудесным образом вдруг исчезнут?

Давайте я расскажу чем занимается краевая администрация:

  1. содержит несколько краевых трасс;
  2. содержит подавляющее большинство медицинских учреждений в крае (как вы, кстати, удовлетворены краевой медициной?);
  3. содержит несколько десятков ПТУ;
  4. содержит заповедники и прочие ООПТ;
  5. содержит некоторые спортивные объекты;
  6. содержит некоторые учреждения культуры;
  7. выплачивает кучу милипиздрических краевых субсидий разным льготникам;
  8. является принципиально важным посредником в системе распределения субсидий из федерального бюджета по нищим муниципальным бюджетам (которая была бы не нужна, если бы федеральный центр не забирал себе большинство налогов в стране).

и…. вроде всё.

И что? Может это стоить дороже чем бюджет города Хабаровска?

Лично я так не считаю.

А финансируем всё это мы. Каждый из нас. В России одна из тяжелейших систем налогообложения физических лиц в мире. У работающих официально государство высасывает около 70% их доходов. У работающих неофициально — около 30%.

Поэтому фундаментальная проблема отнюдь не в том, что проект бюджета сложен для понимания, и что непонятно зачем проводятся бюджетные слушания в мире, где есть краевые депутаты, существующие специально для оценки проектов бюджетов. А фундаментальная проблема заключается в том, что в российском обществе отсутствует критическое отношение к государству. В том, что никто не задумывается, зачем мне нужно государство. Что оно мне даёт? И сколько я за это плачу?

Для сравнения приведу пример зрелого общества. Многие слышали, что в США наиболее популярны две партии: Демократическая и Республиканская. Но мало кто знает, чем отличается политика этих партий. А она отличается в первую очередь вопросом о роли государства в обществе. «Демократы» считают, что люди это малые дети, что федеральное правительство должно вытирать им нос, разумеется за их счёт, собирая по-больше налогов. А «Республиканцы» — это те, кто полагают, что со многими вопросами люди могут разобраться и без чиновников, и, соответственно, за уменьшение налогов. Борьба между этими двумя подходами — это и есть политическая борьба в зрелом обществе.

А третья по величине и популярности партия в США — это Либертарианская партия. Американские либертарианцы — это, можно сказать, радикальные республиканцы. Т.е. люди, которые считают даже республиканский подход к государству слишком мягким и настаивают на радикальном снижении роли государства в американском обществе. И такая позиция в США последние годы приобретает всё большую и большую популярность.

Я и не открывая проект этого бюджета могу сказать, что на всё, что делает для нас краевая администрация, с лихвой хватит 14 миллиардов в год. А остальные сто миллиардов краевого бюджета лучше всего вернуть людям, налогоплательщикам. Нас в крае около миллиона. Сто миллиардов разделить на миллион человек это примерно по 100 тыс. руб. на человека. Вот тут и все эти миллипездрические краевые льготы можно будет отменить и не тратить наших денег на их администрирование.

А что ещё важнее — это бороться за уменьшение выплачиваемых нами налогов.

Само государство, разумеется, налоги не снизит. Поэтому нужно изучать налогообложение, искать способы выходить из рублёвой зоны, внедрять в повседневную жизнь альтернативные финансовые инструменты. Минимизировать налоговый гнёт самим.