Выборы Президента. Ещё одни поправки?

featured, Без рубрики

В марте 2024 года в России должны пройти выборы Президента РФ, их точная дата станет известна в декабре текущего года.

14 ноября 2023 года Владимир Путин утвердил поправки в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Его пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснял необходимость внесения поправок в закон о выборах тем, что сложилась «особенная ситуация», в том числе в новых регионах России, и это требует новых решений. При этом он подчеркивал, что выборы «приближаются и в любом случае состоятся».

В данной статье мы проанализируем интересные нововведения данных поправок и попытаемся понять, как они способствуют вбросам, развязывают руки фальсификаторам, а где-то нарушают главенствующие принципы избирательного законодательства.

Начнем со статьи 5 Назначение выборов Президента Российской Федерации

В 8 пункте данной статьи появилось интересное нововведение:

«Если военное положение введено на части территории Российской Федерации, выборы Президента Российской Федерации на такой части территории могут проводиться в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При этом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации могут быть установлены особенности подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в период действия на части территории Российской Федерации военного положения.»

Напомним, что военное положение в данный момент введено в 4 субъектах РФ — на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, специальным указом Президента РФ от 19 октября 2022 г.

Посмотрим, на что же будет ссылаться законодатель при будущем проведении (или нет?) выборов Президента на данных территориях, что это за загадочная статья 10.1 из другого закона?

Цитируем:

«При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на всей территории или на части территории избирательного округа, округа референдума в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, референдум, голосование может быть отложено.»

Следовательно, голоса жителей данных регионов могут быть не учтены. ЦИК РФ только после консультаций с Минобороны России, ФСБ России и высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ сможет принять решение о проведении выборов Президента РФ на такой территории, а равно отменить выборы или приостановить их.

Продолжим, Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Данную статью дополнили пунктами 17:

«Фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться лицами, имеющими в соответствии с настоящим Федеральным законом право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом.»

и 18:

«Осуществление фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными в соответствии с пунктом 14.2 настоящей статьи представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.»

Переводим с юридического на русский, фактически, это означает запрет на фото и видеосъемку для всех, кроме наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ.

В частности, на заседания избирательных комиссий, касающиеся установления итогов, определения результатов голосования, подсчета голосов, теперь смогут аккредитоваться только представители СМИ, работающие в редакциях на основании трудового договора (работающие на основании договора гражданско-правового характера больше допускаться на заседания не будут).

Напомним, что при этом Наблюдатели могут проводить фото- и видеосъёмку только с места, определенного председателем УИК и вместе с представителями СМИ обязаны  предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Интереснейшее (для фальсификаторов) нововведение для избирательной системы России прослеживается с добавлением приведенного выше п. 18. Согласно нему в помещениях для голосования, находящихся в воинских частях, снимать теперь могут ТОЛЬКО аккредитованные по новым правилам представители СМИ, да и то, только с разрешения командира воинской части. Наблюдатели — гарантированно в пролёте, СМИ – в зависимости от настроения командира.

Не стоит и напоминать, что именно военнослужащие чаще всего выступают элементом фальсификаций.

Далее, Статья 69. Порядок голосования

Добавлен пункт 1.1:

«На избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 4 статьи 25 настоящего Федерального закона, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, о чем он незамедлительно информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.»

С данным нововведением вносятся изменения и в правила проведения выборов на избирательных участках за рубежом, теперь руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения имеет право переносить проведение голосования на данном участке.

Также в числе малозначительных для избирателя изменений:

  • введение запрета на проведение кандидатами и избирательными объединениями предвыборной агитации с использованием информационных ресурсов, в том числе сайтов в Интернете, доступ к которым ограничен Роскомнадзором;
  • определение предельной стоимости изготовления агитационных материалов в размере 2% от прожиточного минимума на душу населения в России на единицу продукции (ранее такой предел составлял 100 руб.);
  • в помещении для голосования должны быть определены места для наблюдателей и представителей СМИ;
  • если в агитационных мероприятиях участвует представитель партии — иноагент, то его выступление должно предваряться уведомлением об этом;
  • возможность ведения реестра «надомного голосования» в электронном виде и т. д.

При анализе данных поправок, волей-неволей вспоминаются слова, часто упоминаемые нашими чиновниками, взяты они из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно часто говорят они его красивую и дающую надежду часть – статью под номером 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

«Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно

Благодаря данной статье можно с легкостью выделить принципы избирательного права России, в тексте они подчеркнуты. В дальнейшем упомянутый ранее закон конкретизирует некоторые принципы в других статьях.

Давайте поиграем в Бинго и посмотрим, сколько из пяти принципов нарушают данные поправки?

Всеобщность

«Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.»

С учетом новых поправок, законодатель вправе ограничить доступ к голосованию некоторых территорий. Первое есть.

Равенство

«Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.«

«Но ведь голоса так и остались равновесными!» — возразите вы. Но данный принцип правоведами рассматривается как узком, так и в широком смысле.

Названная в реплике выше гарантия равновесности голосов обеспечивает равное участие граждан в выборах в узком значении этого слова, т. е. в голосовании, на котором непосредственно реализуются права избирать и быть избранным.

В широком же смысле этот принцип раскрывает равные правила участия граждан во всем избирательном процессе, в том числе наблюдении за выборами, что с нынешними поправками становится невозможным. Одни граждане голосуют на контролируемых наблюдателями и СМИ участках, а кто-то на бесконтрольных, где их голос с легкостью может быть не учтен или фальсифицирован. Второе есть.

Гласность

Данными поправками законодатель усиленно пытается уменьшить градус гласности на предстоящих выборах, прикрываясь благими намерениями, такими как сохранность конфиденциальности персональных данных, которые содержатся в списках избирателей.

Конечно же, это метание песка в глаза. Ограничения на видео и фото фиксацию для наблюдателей и повышение строгости требований к журналистам, точно не могут быть направлены на защиту ваших персональных данных, а вот развязывать руки фальсификатором будут еще как.

Три из пяти. «Неплохой» результат.

Что там с кандидатами?

О своем выдвижении на выборы пока не заявлял никто из хоть немного известных российских политиков, в том числе и действующий Президент, отметив, что будет говорить о своем выдвижении, только после официального назначения выборов.

Но как видим, власть уже начинает готовить законодательную базу для этого события. Внесение поправок вообще стала одной из излюбленных практик действующей власти, все помнят поправки в Конституцию в 2020-м, по которым одно и то же лицо не может занимать пост главы государства больше двух сроков (ранее было «более двух сроков подряд»). При этом количество президентских сроков самого Путина обнулилось.

Будьте благоразумнее и помните:

«Лучший раб тот, который считает себя свободным.«
Платон.

Статья подготовлена членом Хабаровского регионального отделения Либертарианской партии России — Соболевым Ярославом

One thought on “Выборы Президента. Ещё одни поправки?

  • Все опросы в России фальсифицируются, как и выборы. Какой процент населения реально поддерживает Путина – никто сейчас точно не скажет. Часть из тех, кто против, будут говорить что они за, чтобы их не посадили (так как уровень репрессий достигнут уже почти сталинский).

Добавить комментарий