Сани не наши, хомут не свой, погоняй, не стой — краевые депутаты приняли бюджет Хабаровского края на 2024 год

featured, Легальная политика

27 ноября Законодательная дума Хабаровская края приняла в окончательном чтении закон о бюджете края на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг.

Депутаты надеются, что доходы краевого бюджета в следующем году составят более 148 млрд. рублей. При этом они запланировали расходы в размере более 156 млрд. рублей.

Напомним, бюджет Хабаровского края на 2022 год был принят с планом по доходам 127,6 млрд. рублей и с планом по расходам в размере 128,1 млрд. рублей. По итогу доходы края в 2022 году составили 160,1 млрд рублей, расходы — 157,1 млрд рублей. Бюджет Хабаровского края на текущий, 2023 год был принят с планом по доходам в размере 132,9 млрд. рублей и с планом по расходам на 133,8 млрд. рублей. По ходу его исполнения успехи краевой экономики и усилия краевых властей по выпрашиванию субсидий позволили законодателям увеличить планы по доходам на этот год до 159 млрд рублей и увеличить количество плановых расходов до 169,8 млрд рублей.

Сложно представить, почему краевые парламентарии с такой лёгкостью сочли возможным такой колоссальный бюджетный дефицит: 10 миллиардов в текущем году и 8 миллиардов в следующем. Можно лишь предположить, что они не собираются в Закдуму на следующий срок и решили погулять напоследок. Как говорится, «сани не наши, хомут не свой, погоняй, не стой». Финансировать бюджетный дефицит планируется за счёт займов из федерального бюджета.

За последние полтора месяца обсуждения проекта бюджета мечты краевых парламентариев о бюджетных доходах выросли на 10 млрд. руб. (со 139 до 148 млрд. рублей), а аппетиты по расходованию средств на 16 млрд. руб. (со 140 до 156 млрд. рублей).

Структура доходов, на которую депутаты рассчитывают в 2024 году, пока не известна. Закон о новом бюджете пока нигде не опубликован, а в бравурном пресс-релизе Задумы об этом не написано. Сказано лишь, что 26,9 млрд. рублей поступят в виде субсидий из федерального бюджета. На всякий случай напомним, что согласно закону о бюджете на 2023 год планируется, что в этом году краевой бюджет получит 115 млрд. руб. собственных налоговых и неналоговых доходов, а также 43,8 млрд. рублей безвозмездных поступлений, из которых межбюджетные трансферты из федерального бюджета составят 41,5 млрд. рублей.

Законом предусматривается рост жалований краевых чиновников на 4%.

В процессе обсуждения проекта бюджета независимый депутат Максим Кукушкин обратил внимание, что в проекте было предусмотрено увеличение в полтора раза расходов на содержание председателя думы Ирины Зикуновой (с 12 до 18 млн. руб.). В ответ (во время второго чтения) Ирина Валериевна ответила следующее:

Система заработной платы в [органах] публичной власти (я подчёркиваю, система) включает окладную часть, районное регулирование и премиальные выплаты. … Для меня, честно говоря, было открытием что [так] значительно растёт сумма по следующему году. … Существует планирование премий (я подчёркиваю, планирование) по завершению работы в созыве. … Величина премий планируется под максимум, но фактическое её расходование может значительно отличаться и премиальный фонд значительно отличается от того, как он планируется под максимум.

Ирина Зикунова

При этом по закону Закону Хабаровского края «О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края» порядок премирования устанавливает председатель. Ну т.е. Ирина Валериевна как бы ещё не решила, какую премии она выпишет себе по итогам следующего года, но в бюджет заложила «под максимум». Ну что же, довольно предусмотрительно.

Также новый бюджет предполагает увеличение расходов на содержание и остальных депутатов. Если в 2022-м на это выделялось чуть больше 42 миллионов, то теперь на них планируется потратить 65,7 миллионов рублей. Министр финансов Хабаровского края Валентин Костюшин пытался объяснить данное увеличение планируемой индексацией зарплат. То, что 50% и заявленные 4% немножко разные числа министра не смутило. Максим Кукушкин предположил, что ситуация может быть связана с подготовкой к выборам краевых парламентариев следующей осенью.

Не исключаю увеличение количества депутатских поездок по краю. Работа на округах, наверное, должна кипеть в предвыборных год, но не за наш же счет? Сегодня Закдума готова принять решение о многомиллионном росте затрат на депутатские нужды и в это же время отклонить законопроекты о скромной поддержке семей с детьми-инвалидами.

Максим Кукушкин

Описывая утверждённый бюджет в целом, председатель комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию Законодательной думы Кирилл Цмакалов высказался так:

Бюджет сверстан с учетом расходов на повышение зарплат работникам муниципальных организаций, на горячее питание для школьников, спортивные школы, социальные объекты, поддержку пчеловодов и садоводов, улучшение жилищных условий для молодежи. Нет статьи, которая бы не отвечала запросам общества.

Кирилл Цмакалов

Почему муниципальные бездельники и школьные завтраки финансируются из краевого бюджета, хотя это обязанности муниципальных бюджетов, председатель бюджетного комитета не объяснил.

Депутат Кукшкин оценил утверждённый бюджет существенно иначе, чем депутат Цмакалов.

С моей точки зрения данный бюджет является бюджетом проедания. Все его расходные статьи нацелены лишь на то, чтобы удовлетворить текущие хотелки всех, сумевших пристроится к власти. Причём удовлетворить по-максимуму. Никаких программ развития края в бюджет не заложено.

Максим Кукушкин

На заседании 27 ноября за бюджет проголосовали 28 из 29 присутствовавших на нём депутатов. Против проголосовал только депутат Кукушкин.

Добавить комментарий