Условия для мира должны обсуждаться

Колонка Антона Ермакова

В любых СМИ практически отсутствуют материалы о том, на каких условиях мог бы наступить мир. И даже, когда такие политики как Григорий Явлинский или Борис Надеждин говорят о необходимости мира, они не предлагают никаких конкретных условий, при которых мир мог бы наступить. Повестка потенциальных переговоров России и Украины не обсуждается. Видимо, как нечто абсолютно невозможное. Никто не спрашивает политиков и политологов – на каких реальных условиях мог бы наступить мир?

Мы забываем о том, что сами формируем свою реальность. И поэтому необходимо обсуждать все возможные варианты повестки мирных переговоров.

Люди хотят мира.

В российском обществе есть запрос на мир. Это показал опрос «Новой газеты» и даже директор ВЦИОМа Владимир Федоров говорил об этом еще в конце 2022 года.

Российское законодательство предусматривает проведение референдумов по вопросам государственной важности. Но Закон о референдуме в РФ говорит о том, что референдум не назначается в случае введения в отдельных местностях РФ военного положения. В настоящее время военное положение введено в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. (Территории не являются признанными международным сообществом, как принадлежащие РФ).

Однако, закон уточняет, что выборы и референдумы все же могут проводиться в особых случаях и как мы видим – выборы президента РФ в марте 2024 года – станут именно таким случаем. А значит, ничего не мешает выступить с инициативой и провести одновременно с президентскими выборами и всероссийский референдум по важнейшему государственному вопросу войны и мира.

Признайте нас?

Почти два года военных действий в рамках СВО показали отсутствие стратегического и иного значимого преимущества у обеих воюющих сторон. Специальная операция, длящаяся два года, приобретает характер затяжного конфликта. Российская сторона заявляет о своей формальной потенциальной готовности к переговорам. Украинская сторона ввела запрет на переговоры на законодательном уровне.

И, тем не менее, переговоры необходимы. Но нужно понимать условия, на которых возможно заключение мира. Объективная реальность готовит о том, что таким условием могло бы стать со стороны Украины – признание ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма – частью Российской Федерации. Россия отвечает на признание – прекращением военных действий.

Не признают.

Но объективно такие условия невозможны. Украина не признает данные территории, принадлежащими России, так как это закроет ей дорогу к их возвращению в состав Украины.

Россия же также неоднократно заявляла, что полагает необходимым «выход на административные границы» указанных областей. Ведь, на данный момент границы территорий, контролируемых Россией, не совпадают с административными.

Выход – настоящий референдум.

Условием мира сможет быть – референдум о самоопределении граждан данных областей. Представители России могут сказать, что такие референдумы уже проведены. Однако, они проведен лишь на части территорий и не признаны мировым сообществом.

Референдум должен будет пройти в административных границах названых территорий, включая территорию Крыма. При согласии РФ на такой референдум мировое сообщество рассматривает вопрос о снятии всех санкций в отношении РФ и снимает их, после его проведения.

По демократическим правилам.

Референдум должен будет пройти по всем международным признанным демократическим правилам:

— в условиях мира;

— при полном невмешательстве военных, разведывательных и иных служб специального военного назначения;

— при полном доступе и контроле за ходом референдума международных общественных организаций;

— при равных возможностях для пиара и агитации, как сторонников, так и противников присоединения названных территорий к РФ.

Тогда признаем.

Для референдума должно быть предоставлено достаточное количество времени, в течении которого граждане смогут принять взвешенное и обдуманное решение. Результаты референдума заранее признаются как РФ, так и Украиной, так и мировым сообществом.

На протяжении всей подготовки к референдуму и на протяжении всего его хода никто не может подвергаться административному, уголовному и иному преследованию за выражение  распространение своего мнения. Давление на мнение граждан всех административных ресурсов, как со стороны РФ, так и со стороны Украины – запрещено и будет пресекаться.

Компромиссы и преимущества.

Также надо понимать, что сущность переговоров заключается в том, что обе стороны должны быть готовы к компромиссам, но в то же время видеть для себя и преимущества. То есть, грубо говоря – преимущества в обмен на компромиссы.

Говоря о референдумах на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской, Запорожской областей и в Крыму для российской стороны согласие на такой референдум будет – компромиссом. А преимуществом будет – возможность получить под свою юрисдикцию названые территории в полном их объеме, с их международным признанием и снятием со страны всех международных санкций.

Для Украины компромиссом станет потенциальная готовность утратить свою юрисдикцию над названными территориями в полном их объеме. Преимуществом – возможность вернуть под свою юрисдикцию все названные территории в полном объеме. Гарантией безопасности – официальное признание Россией названных территорий – украинскими.

Нельзя «замораживать».

Официальное согласие обоих сторон на референдум под международным контролем и признание его результатов есть гарантия полноценного разрешения конфликта, а не его «заморозки».

Любая другая договоренность, заключающаяся во временном перемирии, будет означать лишь «заморозку» конфликта – выгодную сторонам лишь отчасти. Возможная выгода состоит в использовании паузы для наращивания своей боеспособности, но при этом каждая сторона должна понимать, что и обратная сторона использует паузу в тех же целях.

Отказываться невозможно.

Отказ любой стороны от обсуждения условий переговоров и  конкретизированной повестки переговоров будет означать лишь мнимую приверженность мирным переговорам и наличие фактической политической выгоды от вялотекущего и замороженного конфликта.

Но и в этом случае мировое сообщество обязано напоминать обеим сторонам о неизбежности переговоров. Так как в бессмысленных конфликтах победить невозможно. А война бессмысленна – всегда.

Добавить комментарий