
Наследие Фургала
Минуло уже почти полтора года, как в Хабаровске был похищен губернатор Сергей Фургал. Однако многие отголоски его политики продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в крае по сей день. В этой статье мне бы хотелось остановиться на трёх из них.
1. Относительно честные муниципальные закупки
В 2021 году город Хабаровск, как муниципальное образование, занял первое место в рейтинге прозрачности муниципальных закупок. Этот рейтинг составляется российской Торгово-Промышленной Палатой с 2006 года и примерно показывает объёмы конкуренции и воровства в муниципальных закупках.
Как осуществляется воровство на госзакупках? Государственный или муниципальный заказчик объявляет конкурс на что-нибудь необходимое для городского хозяйства. Например, камеры видеонаблюдения. При этом у лица, принимающего решение об осуществлении закупки, есть знакомый директор предприятия, торгующего камерами. Они договариваются, что в условиях конкурса городское ведомство пропишет, что ему необходимы камеры, обладающие каким-нибудь уникальным свойством, которым обладают только камеры, поставляемые знакомым. Например, что производитель камер гарантирует их работу при минус 100 градусах цельсия. Или ещё какой-нибудь бред. Всё зависит от того, какие камеры будут в продаже у знакомого. Его конкуренты изучают условия конкурса, видят неподъёмное требование и не выставляют свои заявки. В результате, в конкурсе побеждает знакомый с ценой в три раза выше рыночной, половина которой уходит в карман руководителя ведомства, осуществившего закупку.
Значит ли это первое место, что в нашей городской администрации не воруют на госзакупках? Конечно, не означает. Но эта победа говорит о том, что если там и воруют, то относительно немного и предельно аккуратно. И, скорее всего, меньше, чем в других городах.
Почему так происходит? Причин тут много, но сыграли свою роль и фантастические выборы 2019 года, на которых в Хабаровскую городскую думу проникли много приличных депутатов. А городские депутаты по долгу службы очень внимательно читают городской бюджет. Их наличие непосредственно в самом здании городской администрации создаёт серьёзное психологическое давление на чиновников, заставляя их лишний раз задумываться о том, стоит ли рисковать в надежде погреть руки на госзакупках.
Раньше, при Соколове, когда Гордума состояла сплошь из безликих теней Единой России, такой проблемы у чиновников не было. А вот теперь… пришла беда откуда не ждали…
При этом необходимо отметить, что эти приличные кандидаты стали депутатами не потому, что жители Хабаровска внезапно начали хорошо разбираться в политиках, а оккупационные власти вдруг разрешили провести в городе свободные выборы. К сожалению, ничего подобного не имело места. Случайно совпали три события:
1) все кандидаты от ЛДПР находятся в «белом списке» Избирательной комиссии Хабаровского края, основной задачей котрой является как раз не допустить на выборы приличных людей (весьма приличных независимых политиков Алексея Ворсина и Андрея Пастухова комиссия не допустила к этим выборам по совершено бредовым формальным основаниям);
2) хабаровчане решили, что раз губернатор из ЛДПР оказался приличным человеком, то и все остальные кандидаты от ЛДПР — тоже приличные люди, и, не думая, просто голосовали за всех, кто от ЛДПР (это было серьёзнейшее заблуждение, достаточно посмотреть, кого они понавыбирали в краевую думу, и как эти «слуги народа» сейчас вытирают ноги о мнение своих избирателей);
3) в региональном отделении ЛДПР действительно нашлось несколько приличных людей, которые были выдвинуты кандидатами в Гордуму.
Вот так, Сергей Иванович и серия случайностей стали одной из причин того, что сейчас в Хабаровске если и воруют на госзакупках, то очень-очень аккуратно.
2. Реальная политическая борьба в Городской думе Хабаровска
Хабаровская городская дума седьмого созыва поражает количеством происходящих в ней событий. Создаётся ощущение, что до выборов 2019 года в Хабаровске вообще не было городской думы, а был лишь «градоначальник», назначенный «воеводой». Достаточно сделать выборку новостей по тегу «Хабаровская городская дума» у нас на сайте.
В частности, сейчас в ней соперничают три фракции, представляющие интересы разных групп избирателей.
Не для всех понятны цели и методы этой борьбы, но «Свободный Хабаровск» в меру своих сил старается рассказывать о ней как можно подробнее. Если что-то непонятно — не стесняйтесь задавать свои вопросы в комментах.
А с чего всё началось? А всё с тех же выборов 2019 года, на которых в Гордуму, с подачи Сергея Ивановича, был избран ряд приличных депутатов.
3. Общественное осознание того, что Едро, ЛДПР, КПРФ и большинство остальных легальных политических партий — это не настоящие партии, а не более чем фракции одной партии: партии чиновничьей номенклатуры
Замена реальной политики её профанацией, замена политических партий их муляжами, являются одним из инструментов, используемых московским оккупационным правительством для лишения граждан доступа к политической власти.
Какие факты позволили жителям края увидеть это:
- Удивительное единодушие всех парламентских «партий» в отношении Сергея Фургала, продемонстрированное после его ареста. Можно понять, почему на митингах в его поддержку не было единоросов или членов КПРФ, но то, что немногочисленные истинные сторонники Сергея Фургала из ЛДПР приходили на митинги лишь в частном порядке, очень удивило хабаровчан.
- Ситуация в июне 2021 года, когда Михаил Дегтярёв, анонсируя перечень потенциальных сенаторов, одного из которых он отправит в Совет Федерации, если станет губернатором, не предложил в этом перечне ни одного члена ЛДПР.
- Энтузиазм, с которым руководители муниципальных образований края, члены «Единой России», высказывались в поддержку закона об отмене прямых выборов, навязанного краю Михаилом Дегтярёвым. Особенно удивительно эта поддержка звучала из уст мэра Хабаровска, члена политсовета «Единой России», Сергея Кравчука, избранного на этих самых прямых выборах (как минимум формально), учитывая, что Дегтярёв чуть ли не еженедельно публично высказывает претензии Кравчуку за неудовлетворительное ведение городского хозяйства.
- Скорость, с которой 8 депутатов Хабаровской городской думы, выйдя из ЛДПР, подали заявления о вступлении в «Единую Россию». Конечно, неверно называть их «предателями», как иногда называют их в комментариях. Они, как минимум, заслуживают признательности хабаровчан за то, что 21 декабря помогли скинуть со своих постов Матвеева и Чувашов. Но после этого им необходима была защита от давления Гандиляна и нет ничего странного, что в качестве «крыши» они выбрали другую фракцию в своей партии.
Можно вспомнить десятки иных аналогичных ситуаций.
Конечно, все эти фракции ведут между собой борьбу за голоса избирателей, места в разных думах и т.п. Но по всем принципиальным вопросам у них совершенно единое мнение. Единая политика. Хотя маленькие партии, пользуюсь тем, что они совершенно беспомощны в Госдуме, могут преспокойно позволить себе строить из себя невинность оппозицию.
Так что уже давно в комментариях хабаровских политических телеграм-каналов и инстаграм-страниц перестал звучать наивный лозунг «ЛДПР — спойлер Едра». Конечно же, ЛДПР никакой не спойлер спойлер Едра. И ЛДПР, и Едро — просто составные части одной партии. Партии номенклатуры.