Самарская саранча наконец-то отжала у хабаровчан МПС «Южную»

featured, Колонка Максима Ихсанова

Сегодня, 31 марта, в Хабаровске состоялось внеочередное заседание Городской думы, на котором депутаты согласились поддержать очередное предложение мэрии бесплатно передать краевым властям мусороперегрузочную станцию «Южная».

Заседание было объявлено 28 марта, на следующий день, после бравурного и пустого «отчёта» Сергея Кравчука о «работе» городской администрации в 2022 году.

Мусороперегрузочные станции (МПС) — это технологические комплексы, в которых мусор прессуется в специальные брикеты. Благодаря прессованию мусор занимает гораздо меньше места на полигонах и в мусоровозах, отвозящих отходы на мусорные полигоны. Использование МПС позволяет до 10 раз сокращать количество рейсов мусоровозов. Тут нужно иметь в виду, что по закону весь мусор из Хабаровска можно отвозить только на полигон под пос. Сита (район им. Лазо), это 60 километров от Хабаровска.

Полигон ТБО в районе им. Лазо. Фото Екатерины Подпенко, МК Хабаровск

На момент оккупации края самарской саранчой в Хабаровске были две такие станции: «Северная» и «Южная». «Северная» принадлежит местной мусорно-муниципальной мафии (АО «Спецавтохозяйство») и успешно работает на протяжении уже более 10 лет. «Южная» была построена по инициативе бывшего мэра Соколова в 2017 году, поставлена на баланс отдельного муниципального предприятия и до сих пор не работает, так как в ней, судя по всему, нет необходимости. Мощностей «Северной» станции городу вполне хватает. Причины, почему Соколов выступил с такой инициативой до сих пор не ясны. Стоимость строительства станции составила 700 млн. руб. и была оплачена из бюджета города.

Примерно через год после того, как самарская саранча приехала грабить Хабаровский край, её взгляд упал и на рынок услуг по вывозу ТБО (твёрдых бытовых отходов). Разумеется, варяги попытались захватить и его, как и все остальные нормативно зарегулированные региональные рынки. Для захвата было решено создать «регионального оператора по вывозу отходов» и «выиграть» им соответствующий конкурс в Хабаровске. Согласно федеральному законодательству, на территориях, где проводятся такие конкурсы, и появляется регоператор, только он получает право взимать плату за вывоз ТБО.

Но не тут то было. Так как саранча специализируется на «грабежах по закону», а не на организации хозяйства, самарские допустили целую серию ошибок. В частности, они закупили для своего регоператора множество модных европейских мусоровозов, способных загружать в себя мусор только из евроконтейнеров, которых никогда не было в Хабаровском крае. Из-за этого им приходится формировать экипажи из трёх человек, которые до сих пор вручную перегружают отходы из хабаровских контейнеров в модные европейские мусоровозы (у «Спецавохозяйства» на обычных мусоровозах с перегрузкой мусора справлялся один водитель).

Мусоровозы хабаровского регионального оператора «Хабавтотранс ДВ»

Другим их фэйлом оказалось отсутствие собственной МПС. Из-за этого все регоператорские мусоровозы первое время были вынуждены отвозить весь свой «улов» напрямую в Ситу, что значительно снижает эффективность бизнеса. В результате этих и других ошибок, хотя самарская саранча установила на свои услуги в полтора раза более высокий тариф, чем у «Спецавтохозяйства», не факт, что она получает с этой деятельности хоть какой-то гешефт.

Цель краевой администрации, настойчиво требующей у города отдать МПС в краевую собственность, очевидна — дать возможность самарскому регоператору использовать её в своей деятельности, и начать наконец-то хоть что-то зарабатывать на вывозе ТБО.

Данное заседание — уже третье, на котором самарская саранча пыталась отобрать у города МПС «Южную». На предыдущих двух заседания хабаровские городские депутаты отказывались передать станцию краю. Депутатское сопротивление возглавляет фракция Сидорова — Жиряковой — Куратова, к которым обычно присоединялось достаточно много депутатов, чтобы не отдать МПС саранче. И в этот раз, на следующий день после объявления внеочередного заседания Городской думы, Михаил Сидоров опубликовал в своём телеграм-канале воззвание к жителям города оказать давление на своих депутатов, чтобы те не отдавали станцию. Вот как аргументировал свою позицию Михаил Викторович корреспонденту «Свободного Хабаровска»:

МПС «Южная» построена на деньги налогоплательщиков города Хабаровска. Ее хотят передать в государственную собственность субъекта для последующей передачи «Хабавтотранс ДВ», который определён региональным оператором по обращению с ТКО. «Хабавтотранс ДВ» — коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли. Почему мы должны безвозмездно отдавать объект коммерческой организации? Нам говорят: снизят тарифы. Вопрос, где гарантия и на сколько? В 2021 году губернатор уже обещал снизить тарифы на ТКО, однако с приходом нового регионального оператора они увеличились с 600 до 840 рублей за кубометр, плюс оператор получил крупную субсидию из краевого бюджета (это тоже деньги налогоплательщиков). Региональный оператор использует МПС «Северная», но тариф считали, не учитывая снижение количества перевозок до полигона.

Михаил Сидоров, хабаровский городской депутат

Михаил Сидоров, очевидно, прав, заявляя, что было бы довольно странно верить обещаниям самарских оккупантов снизить тариф.

Что изменится в результате сегодняшнего решения депутатов? Для хабаровчан — особо ничего. Если раньше большая часть денег, отдаваемых нами за вывоз ТБО превращалась в выхлопные газы автомобилей, ездящих в Ситу и обратно, то теперь она будет оседать на счетах самарской саранчи.

В чём на самом деле серьёзность ситуации? В том, что Хабаровск сплошь и рядом покрыт стихийными свалками и регоператор совершенно не торопится их убирать. Оно и понятно, саранча тут приехала зарабатывать, а не убираться. Хотя, при анонсировании закона о регоператорах, федеральные чиновники утверждали, что именно ради этого, ради цивилизованной организации и эксплуатации полигонов ТБО, и был разработан и принят этот закон.

Для того, чтобы лучше понять позицию регоператора, достаточно посмотреть на представленную ниже карту. На ней представлены оба муниципальных образования, в которых самарский регоператор «выиграл» право вывозить ТБО: город Хабаровск и район имени Лазо (вернее, только север-западный уголок этого района). На карте чётко не обозначено, но эти образования ни в одном месте не соприкасаются друг с другом: между ними находится Хабаровский муниципальный район. От района им. Лазо его отделяет лиловая граница.

Крупнейшие полигоны ТБО на карте окрестностей Хабаровска

Чёрный квадрат на карте — тот самый полигон ТБО в районе имени Лазо. Красный квадрат — самая известная и самая проблемная свалка в окрестностях Хабаровска: полигон ТБО под посёлком Ильинка. В тёплое время года каждый месяц в хабаровских СМИ появляются публикации о том, что жители села задыхаются от зловонных испарений со свалки. Что планирует делать в этом отношении самарский регоператор? Ничего. Посёлок Ильинка находится в Хабаровском районе. Хабаровский район регоператору не интересен. Мусоровозы «Хабавтотранс ДВ» каждый день пересекают его сотни раз, но «выигрывать» конкурс на вывоз ТБО в этом районе он не собирается.

Нынешняя система вывоза и переработки ТБО, предусмотренная российским федеральным законодательством, даёт возможность лишь монополизировать услугу вывоза ТБО в отдельных, наиболее комфортных для чинуш районах и успешно зарабатывать, устанавливая какие им заблагорассудится тарифы на эти услуги. Реального механизма по предотвращению несанкционированных свалок, по рекультивации проблемных полигонов, федеральное законодательство не предоставляет.

Наиболее очевидный путь изменения ситуации — это отмена федерального законодательства о регоператорах, отмена номенклатурной монополии. Но для этого, конечно, нужно избрать в Государственную думу нормальных депутатов. Однако большинству избирателей Хабаровского края это, к сожалению, не интересно.

Добавить комментарий