Реформа порядка утилизации ТКО: как движется в России и чего ждать в Хабаровском крае

featured, Колонка Максима Ихсанова

Причины мусорной реформы

Российские власти были вынуждены заняться проблемой утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО) после того, как в 2017-2018 году по России, и прежде всего по Московской области, прокатились массовые антимусорные протесты, включающие в себя блокирование дорог к мусорным полигонам и стрельбу по мусоровозам.

К этому моменту возможности системы утилизации ТКО Московской области были полностью исчерпаны. Старые полигоны переполнены. Новые создавались где попало, с нарушением правил охраны окружающей среды. Отходы, вывозимые на такие полигоны проникали в почву, в реки. Контроль за работой полигонов, за соблюдением правил утилизации опасных отходов, фактически отсутствовали. В московском регионе лишь 30% уголовных дел в сфере «мусорного бизнеса» заканчивались вынесением приговоров. Уровень коррупции в этой сфере был таков, что Путину лично приходилось заниматься проблемами конкретных полигонов.

«Я должен признаться. Что касается Московской области: мне приходилось лично некоторыми вопросами заниматься. Ничего не удавалось сдвинуть с мертвой точки, там и криминал вокруг этого крутится, бизнес процветает какой-то. Гражданам просто невозможно решить эти вопросы. Пока по моей личной команде не вставали сотрудники внутренних войск, ничего не могли сделать даже местные власти»

признался Владимир Путин на форуме ОНФ 22.11.2016

Всё это закономерно привело к экологической катастрофе. В конце марта 2018 года более 240 жителей Волоколамска (Московская область) обратились за медицинской помощью в связи с отравлением испарениями мусорной свалки (полигон «Ядрово»). Почти 60 детей из разных школ в районе полигона получили отравление сероводородом и были госпитализированы.

У детей были рвота и понос, шла кровь из носа, у многих на теле была сыпь и красные пятна; некоторые школьники стали терять сознание

рассказал РБК мэр Волоколамска Петр Лазарев

Местные жители чуть не линчевали губернатора Московской области Андрея Воробъёва.

Воробьёв на встрече с жителями Волоколамская 21 марта 2018

1 апреля 2018 года жители Волоколамска провели самый крупный антимусорный митинг в Подмосковье — в нём приняли участие около 7000 человек. Массовые протесты прошли и в других городах Московской области.

Цель реформы

В отличии от белиберды про цветочки, экологию и раздельный сбор, которую правительственные экологические организации пишут на своих сайтах, цель «мусорной реформы» предельно прозаична — не допустить повторения волоколамских событий 2018 года. Достигнуть этой цели российские власти хотят через создание системы жёсткого контроля над мусорными полигонами. Не справившись с контролем над частными полигонами, российские власти приняли решение создать специальные организации по управлению полигонами: региональных операторов по обращению с ТКО. Т.е. оставить в России только мусорные полигоны под абсолютным государственным контролем. Дополнительно было запланировано строительство 25 мусоросжигательных заводов (5 из которых — в Московской области), которые должны заработать к 2024 году.

Финансирование реформы (т. е. содержание операторов ТКО) запланировано преимущественно за счёт внебюджетных средств (т. е. напрямую из наших карманов, а не через бюджет).

Сортировка и переработка той части вторсырья, которую можно переработать — это задача, важная для государства лишь в контексте снижения скорости наполнения мусорных полигонов. В нормативной базе, формирующей тарифы регоператора в Хабаровском крае (подробно описаны ниже), не предусмотрено вообще никакой возможности для граждан сэкономить за счёт сортировки и переработки отходов. Самарская саранча предельно чётко показала жителям края, что за красивыми словами федеральных чиновников про сортировку и переработку отходов не стоит ничего.

Как известно, старт мусорной реформы был запланирован на 2019 год. Однако для ряда российских регионов, которые заявили об абсолютной неспособности запустить реформу, было сделано исключение. Запустить работу регоператора с задержкой было разрешено и Хабаровскому краю. Основная причина — почти полное отсутствие соответствующих ГОСТам мусорных полигонов (свалок). Правительство Вячеслава Шпорта не занималось краем совершенно. И у избранного в сентябре 2018 года Сергея Фургала не было возможности построить в крае к 2019 году необходимое количество лицензированных полигонов утилизации ТКО.

Как ранее утилизировались отходы в Хабаровске

Практическая сторона утилизации отходов различается для трёх разных групп потребителей: частных лиц, проживающих в многоквартирных домах, частных лиц из частного сектора и юридических лиц.

До начала «работы» регоператора в Хабаровском крае для жителей многоквартирных домов услугу вывоза твёрдых коммунальных расходов оказывали их управляющие компании или товарищества собственников жилья. УК и ТСЖ добровольно-принудительно заключали договоры с муниципальным АО «Спецавтохозяйство», которое вывозило отходы на мусоро-перегрузочную станцию (МПС) «Северная». Стоимость вывоза мусора была заложена в тариф обслуживания жилья.

Для жителей частного сектора Хабаровска ранее действовала система «жёлтых пакетов». Это специальные пакеты, емкостью по 120 литров, в стоимость которых заложена стоимость утилизации (75 рублей). Жители частных домов покупали такие пакеты, по мере наполнения их отходами выставляли их вдоль дороги, регулярно проезжавшая по улицам машина «Спецавтохозяйства» собирала эти пакеты и вывозила на МПС. Такая система сложилась относительно недавно. До этого практиковались иные варианты сбора отходов. Но система «жёлтых пакетов» показала себя наиболее эффективной.

Юридические лица по закону были обязаны заключать с кем-то индивидуальные договоры на вывоз ТКО.

Мусоро-перегрузочная станция — это предприятие, на котором отходы прессуются. Это чрезвычайно важный элемент системы утилизации ТКО. Дело в том, что прессование позволяет уменьшить габариты мусора примерно в 10 раз, что позволяет предельно компактно складировать мусор на полигоне. Ну и, очевидно, в разы снижает стоимость вывоза ТКО из города. Таким образом, несмотря на многочисленные коррупционные проблемы в работе АО «Спецавтохозяйство», применяемая в городе схема утилизации ТКО действительно более экологична и продуктивна, чем если бы каждая «управляйка» сама как-то вывозила отходы из города.

В Хабаровске имеются две мусороперегрузочные станции: «Северная» и «Южная». По сей день они обе принадлежат городу Хабаровску («Северная» — на балансе АО «Спецавтохозяйство», «Южная» — на балансе отдельного МУП «ЭО «Южное»»). МПС «Северная» всё это время добросовестно работала. Про МПС «Южная» сведения поступают разные. Одни говорят, что она так и не заработала, другие, что какой-то мусор с неё поступает. В начале этого года краевые власти потребовали у городских подарить эту МПС краю. Именно подарить. Безвозмездно. Станцию за 700 миллионов. Кравчук не против. Но некоторые городские депутаты, которые не допустили «дарения» МПС «Южная» в прошлом и в позапрошлом годах, не собираются допускать её прихватизацию и в этом году.

С мусороперегрузочной станции прессованные отходы отправляются на полигон ТБО под посёлком Сита (район им. Лазо, 72 км от Хабаровска). Этот полигон построен в 2011 году. Относительно новый, соответствует современным экологическим нормативам. Сейчас он заполнен примерно на 20%. Ежедневно здесь принимают 350-400 тонн бытовых отходов, 90% отходов Хабаровска.

Однако отходы, централизованно вывозимые через АО «Спецавтохозяйство», это не все отходы, вывозимые из Хабаровска. Вот что поведал нам Леонид Нестеренко, водитель мусоровоза одной из хабаровских УК (интервью было взято в июне 2022 года, ещё до начала работы регоператора).

— Леонид, вы работаете водителем мусоровоза в одной из управляющих компаний Хабаровска. Скажите пожалуйста, что именно вы вывозите?

— Вывожу крупногабаритный мусор, который жильцы оставляют у подъездов. В мусоросборочные машины «Спецавтохозяйства» такой, по понятным причинам, не влезает. Также постоянно появляются задачи вывозить какие-то стихийные свалки. Например вчера отвозил ветки, которые напилили с деревьев.

— И куда вы всё это вывозите?

— На мусорный полигон у села Ильинка.

— А что это за полигон?

— Ну обычная лицензированная свалка. Мне начальник даёт оплаченные талоны на сдачу мусора. Я туда приезжаю, отдаю талон, выгружаю мусор.

Работа мусорного полигона в селе Ильинка была официально признана более недопустимой уже много лет назад, так как он переполнен. Местные жители задыхаются от его испарений. Собственно, полигон в Сите и был создан как раз для замены полигонов под Ильинкой и под Берёзовкой. Однако, как мы можем видеть, мусор туда всё ещё вывозится. Вернее, вывозился до 1 июля 2022 года…

Новый порядок и его выгодоприобретатели

Как мы уже писали, новая система утилизации ТКО не предполагает вывоз отходов непосредственно силами регоператора. Для властей главное — чтобы люди не травились разным дерьмом со свалок. А кто там будет вывозить отходы на полигоны — не принципиально. Поэтому типовой порядок работы по новой схеме предполагает что регоператор будет нанимать в субподрядчики существующие в регионах фирмы по вывозу отходов.

Главный ресурс регоператорв — это прописанное в законе обязательство всех физических и юридических лиц в той или иной форме заключать договор с регоператором, выбранным для работы на данный территории. Конечно же, авторы этого закона прекрасно понимали, какие гигантские возможности для злоупотреблений открывает это требование. Но никакого другого способа ограничить любовь одних граждан России экономить на утилизации отходов за счёт здоровья других граждан, авторы придумать не смогли.

Вывоз мусора — это золотое дно. О колоссальных денежных средствах, которые зарабатывала на нём мусорно-муниципальная мафия Хабаровска, рассказано в расследовании местных активистов, проведённом ещё в 2020 году. Хотя речь в этом бизнесе идёт не столько о заработке, сколько о вымогательстве. Две современные мусороперегрузочные станции и полигон под Ситой, это, конечно, очень хорошо, но это, прежде всего, возможность максимизировать прибыль от услуг по утилизации ТКО. И потребители (УК и ТСЖ) на этом рынке принимали решение в пользу работы с АО «Спецавтохозяйство» отнюдь не под впечатлением от его конкурентных преимуществ, а под давлением возможных санкций городского департамента ЖКХ. Недаром, свой крупногабаритный мусор управляющая компания, в которой работает Леонид Нестеренко, вывозила отнюдь не под Ситу, а на полигон в Ильинке. В тех аспектах уборки ТКО, где городская администрация не выкручивала руки, «управляйки» предпочитали избегать пользования услугами АО «Спецавтохозяйство».

В целях реализации мусорной реформы Хабаровский край ещё при Фургале был разделён на 19 территориальных зон.

В декабре 2021 года конкурс на выполнение обязанностей регионального оператора по ТКО в Хабаровске и в районе им. Лазо выиграла очень странная компания ООО «Хабавтотранс ДВ» (других участников не было, так как Министерство ЖКХ Хабаровского края выставило в условиях конкурса заведомо невыполнимые для обычной частной компании условия). Это был не первый в крае конкурс по выборам регоператора, но история этой эпопеи не является предметом рассмотрения в настоящей публикации. 7 апреля 2022 года краевой комитет по ценам и тарифам установил тариф, который мы должны будем оплачивать регоператору. С апреля ООО «Хабавтотранс ДВ» принимает заявки на заключение договоров на вывоз ТКО от «управляек», физических и юридических лиц на захваченных выигранных регоператором территориях. Обязанность по заключению прямого договора распространяется лишь на тех физических лиц, которые проживают в частном секторе.

Чтобы собирать деньги с жителей многоквартирных домов, регоператору достаточно знать размер квартиры, адрес и хозяина. Все эти данные у регоператора есть и без договора (как они у него оказались в условиях действия в стране закона о защите персональных данных — ещё одна загадка).

С июля вывоз ТКО будет для владельцев квартир отдельной коммунальной услугой. Квитанции за неё будет раскладывать по почтовым ящикам сам регоператор. В квитанциях с жилищными услугами «управляйки» уменьшат строку с услугой «содержание и ремонт жилья» на ту сумму, которую они раньше платили за вывоз ТКО. Многие хабаровские УК и ТСЖ уже оповестили об этом своих жильцов особыми объявлениями.

Что касается, «жёлтых пакетов», то директор «Хабавтотранс ДВ» Валерий Дунисов решил, что такая система сбора бытовых отходов в частном секторе не отвечает санитарным нормам. Поэтому он «совместно с администрацией Хабаровска прорабатывает вопрос о восстановлении контейнерных площадок, которые были ранее». Отметим, что контейнерные площадки в районах индивидуальной жилой застройки уже доказали свою неэффективность. В эпоху существования этих контейнерных площадок жители половины окрестных домов отказывались за них платить, поясняя, что у них нет мусора. В результате мусоровозы «Спецавтохозяйства» забирали лишь столько отходов, сколько было оплачено. А остальное оставалось гнить на площадке.

К сожалению, абсурдная зарегулированность остаётся одним из крупнейших препятствий развития российского общества вообще, и решения проблемы утилизации ТКО в частности. Конечно, директору «Хабавтотранс ДВ» Валерию Дунисову в этой ситуации стоило бы прикинутся человеком, не знающим этих пресловутых санитарных норм, и сохранить хорошую, работающую систему. Но он, видимо, не настолько умён.

Понятно на что рассчитывает Дунисов: на то, что сейчас, благодаря имеющемся в его распоряжению праву принуждать всех к заключению договоров, он сможет взыскивать оплату за свои услуги в судебном порядке. Однако, как мы увидим из последнего раздела нашей публикации, остальным российским регоператорам это право не особо помогло.

Пока контейнерные площадки не восстановлены, мусор с частного сектора просто не вывозится.

Для юридических лиц, генерирующих ТКО, порядок особо не изменится. Теперь лишь они должны будут платить за вывоз отходов не кому сами решат, а только регоператору.

Тарифы для физических лиц

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства края от 07.04.2022 № 11/1 утвержден единый тариф на услугу регоператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО «Хабавтотранс ДВ», на период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. в размере:
— 6 607,69 руб./тонну;
— 779,71 руб./куб. м.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, при осуществлении расчетов с «генераторами» ТКО, учет осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Что это означает в переводе на русский язык? По мнению самарского регоператора (и большинства регоператоров во остальных регионах страны) это означает, что рассчитывать стоимость вывоза ТКО нужно не в зависимости от реального веса отходов, которые выкидывают люди, а зависимости от размера квартир/домов, в которых они проживают. Аналогичную чушь написало у себя на сайте и краевое правительство. То, что такой подход противоречит логике идеи о необходимости снижения создаваемых ТКО, так как лишает граждан экономического стимула задумываться об уменьшении создаваемых ими отходов, ни регоператора, ни дармоедов с Фрунзе, 71, совершенно не смущает.

Как предполагается натягивать сову отходов на глобус площади жилья? Для этого применяется уникальный документ — Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 12.03.2018 № 18, подписанный персидским царём министром ЖКХ Хабаровского края Дарием IV Тюриным. В нём зафиксированы так называемые «нормативы накопления твердых коммунальных отходов». Нормативы накопления — это гипотетические представления чиновников краевого правительства о том, сколько в среднем отходов генерируют сферические потребители Хабаровского края в вакууме. В частности, царь Дарий утвердил, что обитатели жилых помещений в многоквартирных домах нашего края генерируют в месяц 0,1970 куб. м отходов на каждого проживающего, или 0,0083 куб. м отходов на каждый кв. м общей площади своих квартир. Так как учёт по фактически проживающим у нас в стране очень затруднителен, то для практического учёта, понятно, можно использовать лишь норматив по общей площади.

Обитатели индивидуальных жилых домов, по заявлению царя Дария, каждый месяц оставляют после себя по 0,0103 куб. м отходов на каждый кв. м общей площади своих домов.

Исходя из этих цифр, размер платы для жителей, проживающих в многоквартирных домах, составляет – 6,47 руб./кв. м (779,71 руб./куб.м. х 0,0083 куб. м./кв. м), в частных домах – 8,03 руб./кв. м. (779,71 руб./куб. м. х 0,0103 куб. м/кв. м).

Например, если у вас есть квартира общей площадью 40 кв. метров, то каждый месяц вам придётся платить за вывоз из неё ТКО по 6,47 х 40 = 258,86 руб. И проживает ли кто-то в этой квартире или нет, и если вы там проживаете, то сколько отходов вы действительно создаёте, никого не ебёт.

9 июня этого года Законодательная Дума Хабаровского края приняла закон № 290 «О льготных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Законом якобы устанавливается льготный тариф для физических лиц в размере 5 рублей за квадратный метр. Но это, разумеется, ложь, так как в качестве источника покрытия «выпадающих доходов» регоператору в законе указан бюджет Хабаровского края, который формируется отнюдь не из пожертвований зубных фей, а за счёт налогового грабежа нас с вами. Таким образом, согласно этому закону, за прекрасные услуги по вывозу ТКО нам придётся платить не только 6,47 руб./кв.м по тарифу реогператора, но ещё и оплачивать з/п нескольких чиновников краевого правительства, которые будут рассчитывать «выпадающие доходы» «Хабавтотранс ДВ» и отправлять их регоператору.

Ужасной мусорно-муниципальной мафии Хабаровска до июля этого года мы платили за вывоз отходов примерно по 3-3,5 рубля за кв. м. общей площади. О предстоящем уменьшении на такие суммы стоимости услуги «содержание и ремонт жилья» предупреждают хабаровские УК и ТСЖ в своих объявлениях (конкретные значения отличаются в зависимости от «управляйки»).

Почему произошёл мусорный коллапс в начале июля?

Ну это вряд ли для кого-то ещё является секретом. К примеру, на ДВХАБе ещё в мае (за два месяца до кризиса) была опубликована статья Игоря Скуловца с подробным описанием причин предстоящего коллапса.

Если кратко — самарская саранча, оккупировавшая право предоставлять услуги по утилизации отходов в Хабаровске, в принципе никогда не планировала собирать и вывозить мусор. И это не потому что регоператор и победители его субподрядных конкурсов такие уж прямо ужасные негодяи. Просто сама мусорная реформа спроектирована не в расчёте на борьбу с постоянным увеличением объёма отходов в России, а на недопущение таких эксцессов, как массовые отравления холопов всевозможным токсичным дерьмом со свалок. Мусорная реформа нацелена не на борьбу с отходами, а на заметание их под ковёр.

Однако самарские предложили местным мусороперевозчикам такие смешные деньги за перевозку отходов, которые делали эту перевозку нерентабельной. Так как ООО «Хабавтотранс ДВ» лишь формально является независимой частной компанией (как это задумано по федеральному законодательству), никакой возможности придти к финансовому консенсусу с местными у неё не было. Не смогли договориться — стали пытаться организовать вывоз мусора сами. Как это получилось — все хабаровчане прекрасно увидели (и почувствовали) в начале июля.

Идея с регоператорами задумана для ликвидации несанкционированных свалок, а отнюдь не для какой-то там оптимизации сбора и утилизации отходов. Чисто теоретически, первой целью мусорной реформы в Хабаровском крае должен стать мусорный полигон под Ильинкой. Однако Ильинка находится в Хабаровском районе. И на участие в конкурсе регоператоров по Хабаровскому району «Хабавтотранс ДВ» заявку не подавал. И вряд ли у него есть такие планы.

Заключение

Каковы результаты работы мусорной реформы в России и что можно ожидать в Хабаровском крае?

К сожалению, реформа преследует не экологические, а только политические цели: исключить новые антимусорные митинги. Ну а там, где кремль ставит политические цели, обязательно рядышком пристраиваются региональные элиты с экономическими целями (вытащить из карманов податного населения ещё один платёж).

Как политические, так и экономические цели мусорной реформы достигаются вполне успешно. Хотя за последние два года число стихийных свалок в России выросло на треть, крупных антимусорных митингов в России не видно. За вывоз ТБО холопы стали платить больше.

По всей стране строятся мусоросортировочные станции. В частности, РЭО сообщает, что до конца 2022 года будет введено в эксплуатацию 29 таких объектов, порядка 40% отходов уже поступают на сортировку. Однако сортировка — не значит переработка. Принципиальное же решение проблемы колоссального объёма создаваемых в России отходов может быть только в их переработке.

На момент старта реформы, по данным Минприроды, ежегодно в России образовывалось около 70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов, каждый год — на 3 % больше. Перерабатывалось всего 5-7 % этих отходов, остальное отправлялось на полигоны.

Никаких данных о том, какого объёма переработки удалось достигнуть в России к 2022 году, за три года реформы, в интернете найти не удалось.

Хабаровская станция раздельного сбора отходов «Поляна» этим летом уже два раза сообщила о прекращении приёма различных фракций вторсырья. Причина: переработчики Хабаровска отказываются от переработки вторсырья.

В мире сформированы три подхода к сортировке и переработке ТКО:

  • мотивация производителей товаров принимать у населения упаковку обратно и самостоятельно пускать её в переработку или на повторное использование;
  • мотивация населения самостоятельно сортировать вторсырьё путём установления тарифов в зависимости от веса отходов, сдаваемых на утилизацию;
  • сортировка отходов операторами ТКО.

Последний способ в мировой практике показал самую низкую эффективность. Но именно под него сейчас по всей стране создаётся инфраструктура сортировки. Почему? Да потому что только этот способ не снижает объёма мусора, перевозимого мусорной мафией. А значит — позволяет сохранить доходы этого вонючего бизнеса.

По этому способу собирается идти и Хабаровский край. Судя по сообщениям СМИ, уже сложился консенсус между краевыми, городскими властями, и большинством депутатов в Хабаровской городской думы о безвозмездной передаче МПС «Южная» на баланс края. На этой МПС, в отличии от «Северной» есть линия сортировки отходов. Очевидно, самарская саранча планирует постепенно переключить собираемые в Хабаровске отходы преимущественно на эту станцию. Но интересно будет посмотреть, сколько перерабочиков доживут в Хабаровском крае к тому моменту, как они полностью отожмут и города и запустят эту МПС. После введения антивоенных санкций в России в 2-2,5 раза упала цена даже на самое «ценное» вторсырьё — на металлолом. Что совершенно естественно: нет производства — нет спроса на сырьё. Так что не понятно, останутся ли к концу года в крае хоть какие-то перерабатывающие предприятия.

А как дела у российских регоператоров? Неплохо. 70% из них на грани банкротства. Похоже, расчёт на подкреплённое законом абсолютное право взимать плату со всех не особо им помогло. Хорошо отзываются федеральные чиновники о московском регоператоре. С 2019 года тариф на вывоз отходов в Москве вырос в 4 раза.

Что будет дальше с ТКО в Хабаровске? Если смотреть на нормативную базу и опыт работы других регионов, то стоит ожидать того же самого, что и в остальной России: порядок вывоза отходов и объёмы их переработки принципиально не изменятся, стоимость вывоза ТКО вырастет в разы. За такое будущее проголосовали жители края на выборах в сентябре 2021 года. Так что недовольных, надо полагать, не будет.

One thought on “Реформа порядка утилизации ТКО: как движется в России и чего ждать в Хабаровском крае

  • Мусорная реформа это дорого,если реал на она будет направлена на утилизацию не санкционированных свалок Но предчувствую что не будет так.Законопослушные граждане как платили так и будут платить но теперь уже по новой схеме.Если я с детьми отсутствую целый месяц,за что я должна платить?

Добавить комментарий