Идеологии США и России – о чем они?

Колонка Антона Ермакова

Америка. Как много в этом слове для сердца русского слилось. Именно для сердца, как источника эмоций. Равнодушно относиться к этой стране русский человек не может, но относится к ней чаще всего негативно. И это, как мы считаем, не случайно. В том числе и потому что между нашими странами очень много общего. Как между двумя братьями-подростками, постоянно ссорящимися. И что же это? Рискну предположить, что – претензия на наднациональность, на продвижение в мир сверхидей. Общих для разных народов.

Мы понимаем, что нет такой национальности – американец. Американцы это – англичане, испанцы, китайцы, немцы и так далее, в том числе и русские. Настоящие американцы – индейцы. Но пока речь не о них. Все эти эмигранты в свое время переселились жить в Новый Свет, так как в Старом их, вероятно, что-то не устраивало.

И поляк – русский.

А что же русские? Они появились в результате объединения восточнославянских племен в Древнюю, Киевскую Русь. В период своего расцвета она занимала довольно обширную территорию, но все-таки распалась. Позже центр Русского государства стал образовываться вокруг Москвы, с собиранием русских земель, а также с насильственным присоединением Казанского, Астраханского ханства, Сибири, Прибалтики.

Затем присоединяя территории современной Украины, Беларуси, Польши, Финляндии. А управлялось это все централизовано из русской Москвы. То есть Польша, как бы тоже была Россия, а поляк, как бы тоже, русский. Что и называлось – Российской Империей.

То есть объединение под русским «брендом» первоначально не шло по каким-то идейным признакам. Но все же в большей степени мы акцентируемся на советском периоде, как наиболее близком к нам. И где как раз появляются – особенные идеи.

Пролетарии против национальных государств.

В самом начале своей власти, большевики признавали право наций на самоопределение, вплоть до полного отделения. Они признали независимость Финляндии, Польши, Украины, Армении. Создали первые национальные автономии в составе РСФСР. Но хотя национальность для приверженцев классового деления общества, была совсем не важна, вскоре они начали создавать именно унитарное, единое государство, с единым русским центром в Москве.

Как это ни печально, но Союз Советских Социалистический Республик смог образоваться лишь с помощью насилия, в результате длительной гражданской войны. Так как в каждой будущей советской республике было немало не только противников марксизма-ленинизма, но и людей, видящих свое будущее в рамках национальных суверенных государств.  Что для большевиков, объединяющих пролетариев всех стран, являлось враждебной идеей.

Советский/русский.

Вскоре, понятие «русский» вытеснило – советский. Советский человек – наднациональное понятие, такое же, как и – американец. Но говоря о советском наднациональном человеке, мы будем говорить не только, но в большей степени о русском человеке, так как какой бы обширной не была Советская Империя, управлялась она все-таки из русской Москвы.

По мнению, опять-таки, американского профессора русской истории Ричарда Пайпса, советский вождь Сталин быстро понял, что основную силу коммунизм черпает из русского народа. В 1922 году 2/3 членов партии были русскими.

С америкосом Пайпсом можно, конечно, и не согласиться и напомнить о том, что оставшаяся треть членов партии была преимущественно украинцами и евреями. Можно допустить мысль и о том, что статистика Пайпса не верна, но роль русской Москвы в общем коммунистическом республиканском союзе, переоценить трудно.

Я пью за русский народ!

Но самое главное заключается в том, что придя к власти, Сталин сделал невозможное – он смешал в один коктейль социализм, который по своей природе интернационален и русский национализм. Стоит вспомнить, хотя бы его победный тост в 1945 году за русский народ, как самую выдающуюся нацию Советского Союза.

Все это способствовало тому, что бы русские поверили в свою исключительность,  в свою руководящую и объединяющую роль, и, как это ни парадоксально, в свою – наднациональность. При этом неизбежно многое потеряв в своей национальной идентичности.

Итак, перейдем к обзору идей, которые объединили «англосаксов» в американцев, а более ста народов и народностей в советских людей.

Мы, народ США – за свободу.

Начнем с того, что Соединенные Штаты образовались из 13-ти бывших британских колоний. Для людей, живущих в них, в определенный момент желание свободы и независимости стало определяющим их жизнь. И для этого надо было воевать. Так в 1775 году началась 8-летняя война за независимость, к которой вскоре на стороне колонистов присоединились Франция, Испания и Голландия. Надо сказать, что протест колоний был вызван непомерным налогообложением, то есть желанием центра жить за чужой счет.

Если мы откроем Конституцию США, которая была принята в 1787 году, то сможем увидеть, что же за ценности объединили разных людей. «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию, и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Итак, американцы увидели для себя ценности в – кооперации штатов, правосудии, совместной обороне, общем экономическом благе, и в свободе.

А мы – уничтожим эксплуататоров.

          Царизм в Российской Империи принять Конституцию как-то не удосужился, хотя многие просвещенные люди страны мечтали об этом. Так, что первая наша Конституция – советская. Ее учредил 3-ий Всероссийский Съезд Советов в 1918 году, и она была – национальной – Российской, РСФСР. Что опять подтверждает нашу мысль о верховенстве русской нации в деле социализма. Что же стало идеями для Советской Конституции?

          Итак, Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Которым и должна была принадлежать вся власть. Основными задачами Конституция ставила – уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах.

          Что из этого видно? Видно то, что республика открывает свои двери только для части общества, эксплуататорам предлагается лишь беспощадное подавление. Если перевести слово «подавление» на латинский язык то и получаются – репрессии.

          Кроме того, Конституция распространяет свою мысль за территориальные пределы государства, в котором она принимается, говоря о победе социализма во всех странах. То есть содержит в себе идею экспансии.

          И установим – пропаганду.

          Конституция СССР 1924 года, декларируя свое образование, писала так: «Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов».

          Каждому, кто хоть немного знаком с советской историей, ясно, что звучит это, как минимум, как лукавство. В своей реальной жизни СССР и воевал, и подавлял внутренние восстания, и ограничивал свободы и права и занимался депортацией целых народов. Лукавство, а правильней сказать, искажение информации и информационная пропаганда на долгие годы стали государственной политикой в нашей стране.

          Война против рабства.

          Что же США? Здесь тоже была гражданская война. Длящаяся 4 года с 1861-го по 1865-ый. Между Северным Союзом и Конфедерацией Юга. Главной причиной войны стал вопрос – рабства. Известно, что оно повсеместно использовалось, и чаще рабами были привезенные из Африки негры.  К сожалению, отцы-основатели США, провозглашая в Конституции права и свободы народа США, прежде всего, имели в виду себя – белых англосаксонских протестантов. А вот негры и индейцы очень долго гражданами США не считались.

          Политические споры вокруг рабства шли десятилетиями, и обострились в 1860 году с приходом к власти Авраама Линкольна, который выступил против распространения рабства на западные территории. 7-мь южных рабовладельческих штатов после этого отделились и образовали свою Конфедерацию. Война была жестокой и кровопролитной, но завершилась победой Севера и принятием 13-ой поправки к Конституции США о запрете рабства.

          Дикая расовая сегрегация.

          Далее был 12-летний период Реконструкции Юга, в течении которого происходила реинтеграция южных штатов в обновленное государство. Но итоги Реконструкции были компромиссными, и до середины 20-го века в США существовала расовая сегрегация. Например, отдельные места в автобусе для черных и белых. Или запрет на смешенные браки, и много прочих дикостей. Недаром в СССР любили поговорить об угнетаемых неграх.

          Конфликты на расовой почве, к сожалению, встречаются и сегодня. Существует мнение, что сегрегация не ушла из американского общества и сейчас. Но в 2008 году впервые в истории Америки президентом был избран афроамериканец Барак Обама.

          Геноцид индейцев.

          Есть в США и еще одна печальная история – с индейцами, с коренными племенами, проживающими на континенте. На сегодняшний день нет единого мнения, был ли это преднамеренный геноцид, но говоря о числе жертв, называются цифры от 2 до 15 и даже 100 миллионов. Но,  мы понимаем, что как бы ни назывались массовые убийства, оправдания им быть не может.

          Можно только лишь в какой-то степени искупать историческую вину. Что и происходит в США. Сейчас в стране проживает около 5 млн. индейцев. Наиболее крупные народности – чероки, навахо, сиу, чиппева. На территориях где они проживают, действует местное правительство и местные законы, свои суды и полиция. Вначале 1990-ых индейские резервации получили право создавать казино, торговать алкоголем и табаком без акциза. Все это повышает благосостояние индейцев Америки.

          Свобода или сегрегация? Правосудие или репрессии?

          Из всего вышесказанного мы вправе сделать вывод, что не всегда провозглашенные, самые благие идеи, реализуются действительно во благо всему обществу. Даже могут реализовываться в свои противоположности. Можно провозглашать свободу и при этом иметь рабов. К сожалению, так было не только в США, но и, к примеру, в Древней Греции. Можно провозглашать братство народов и проводить массовые депортации.

          Но все же идеи важны. Они являются отправной точкой, отвечают на вопрос – а чего мы хотим и к чему стремимся? Для Америки ценностями являются –  свобода и правосудие. Для СССР, к сожалению, классовая сегрегация и необходимость репрессий. А ведь разделение людей по классовому признаку ничем не лучше разделения людей по цвету кожи. 

          Money.

          Многие эксперты считают, что настоящей американской ценностью являются – деньги. И это действительно так. США предоставляет много возможностей активным людям зарабатывать деньги. Советской же идеей являлось не только бесклассовое общество, но и общество, где деньги станут не нужны.

          Однако, вы можете относиться к деньгам, как угодно, но обойтись без них не сможете. Чтобы купить хлеб насущный – надо заработать деньги. Поэтому я бы поправил экспертов по Америке, цитатой из американской Конституции, в соответствии с которой ценностью является всеобщее благоденствие. Которое, да, дают – деньги. Хотя, безусловно, не только они.

          Идеи без экстремизма.

          Что несет в мир Америка, нам примерно понятно. По крайней мере, то, что она декларирует. К сожалению, реальная жизнь не всегда соответствует декларируемым идеям. И, конечно, мы против того, чтобы навязывать с помощью насилия любые идеи. Что американские, что русские. И все же, давайте говорить об отправной, идеологической точке. Какие идеи мы могли бы назвать русскими и нести их в мир? Все те же? Коммунистические? Националистические? Какие?

          Я предлагаю свой ответ. Во-первых, идеи могут и должны быть самыми разными, и наша российская Конституция пока еще признает идеологическое многообразие. Но согласно, опять-таки российскому же закону они должны быть лишены – экстремизма. То есть крайностей. Нет ничего плохого в националистических идеях, лишенных мысли о превосходстве одной нации над другой. Нет плохого в социалистических идеях, лишенных постулатов о необходимости диктата и репрессий. Любые идеи должны быть лишены насилия. И если разные народы объединяться под такими идеями, то честь им и хвала.

          Евросоюз.

          Примером тому может служить Евросоюз, добровольно объединивший в 1993 году 27 стран. (Экономическое объединение началось еще в 1957 году, а в 1993-ем произошло и политическое). Объединение это, служит в первую очередь общему экономическому рынку, а также свободному передвижению людей и, конечно же, культурному обмену. Для его создания не понадобилось гражданской междоусобицы. Люди поняли, что вместе им жить и лучше и выгодней.

          Но очень важно понимать, что так происходит только в том случае, если объединяются равноправные и независимые субъекты. Если же один из них хочет самоутвердиться за счет другого, перспективы таких союзов будут печальны. В ЕС существует проблема Брексита, выхода из Союза Великобритании. И это подтверждает тот факт, что любая страна вправе договариваться об условиях торговли и сотрудничества, а не подчиняться диктату. Чем и занимаются британцы, в диалоге с прочими европейцами.

          Особых добродетелей нет ни у кого.

          И, конечно же, ни у одной страны не должно быть  синдрома «явного предначертания», распространенного в США в 19 веке, и провозглашавшего «особые добродетели» американцев, позволяющие им осуществлять экспансию на Дикий Запад. Такого же опасного, как и синдром «миссианства», позволяющего думать о наличии у тебя какой-либо особой миссии и оправдывать ей свое насилие и агрессию.

          Свой империализм. Что американский, что советский. Мы ведь очень хорошо учимся друг у друга, в том числе и плохому. Поэтому завершая мысль об общем наднациональным в наших странах, мы подведем итог о том, что никакая идея не должна осуществляться с помощью незаконного насилия.

          Самоуправляемая империя ответственных людей.

          Что же касается нашего представления об идеи о наднациональном, то мы думаем, что за ней – будущее. Потому что любой человек, в первую очередь – человек. Потом уже – русский, немец, американец или еврей. А потом – банкир, сантехник, токарь, журналист или президент. Для того, чтобы человечество смогло полноценно осваивать космос, в том числе и дальний космос – люди и государства неизбежно должны объединиться. Будет ли это мировое государство – Империей? Империей планеты Земля? В каком-то смысле, может быть, и – да. Но не в том, по которому, центр вправе диктовать свои условия провинциям и жить за их счет и труд. Мы видим империю будущего – децентрализованной.

          Каждый человек должен достаточно повзрослеть для того, чтобы брать за себя личную ответственность, в том числе, и в государственных вопросах. И роль государственных институтов в союзе стран Земли тогда неизбежно сведется к минимуму, уступив права – местному самоуправлению людей в тех местах, где они непосредственно – живут.

2 comments

  • Деятельность международных организаций, таких как ООН, должна быть строго регламентирована. Чётко определить перечень ситуаций, в которых становится обязательным вооружённое вмешательство международных сил безопасности: нарушение территориальной целостности государством-агрессором в отношении другого государства; геноцид; применение запрещённых видов вооружений и т.п. Это должно действовать как непреложный закон: ситуация – реакция. Должно быть описано, в течение скольких суток (или даже часов) должна быть обеспечена эта реакция, что как и где, всё должно быть расписано до мелочей. Кроме того, все государства мира должны иметь равные права. Не диктат сильного, а диктат права, диктат закона. Право сильного – это закон джунглей, это отбрасывает нашу цивилизацию назад, в пещерные времена.

Добавить комментарий для Ермаков А А Отменить ответ