Зеркало для советского человека

Без рубрики, Колонка Антона Ермакова

Мы продолжаем осмысливать причины «большого террора» в СССР и его последствия. Террор начался не в 1937 году, он плавно вытекал из идеи «диктатуры пролетариата», воплощаемой в жизнь большевиками, после октября 1917 года.

Конституция РСФСР 1918 года отодвигала на задворки общества целые социальные пласты: частных торговцев – предпринимателей, служителей церкви, полицейских. Лица, владеющие собственностью, производством, предоставляющие рабочие места предназначались к беспощадному подавлению, то есть к репрессиям.

Чтобы установить диктатуру, первая советская конституция провозгласила вооружение народных масс, фактически развязав гражданскую войну. Результатом этой братоубийственной войны стал образованный в 1922 году Союз советских социалистических республик.

Мы не говорим о том, что большевики стали единственным источником насилия, но именно они закрепили его юридически в основном законе государства.

Популист, с приводными ремнями.

Утверждаясь во власти, Иосиф Сталин опирался на марксистско-ленинскую  доктрину «диктатуры пролетариата». А также использовал максимально упрощенный популизм, востребованный среди членов партии, две трети которых, в начале существования ВКП(б), были малообразованными людьми, имея лишь начальное образование. Рабочих он называл «армией партии», и описывал, как партия управляет обществом через систему «приводных ремней». Его риторика – военно-командна, милитаристична и антидемократична.

Сталин утверждал, что по мере построения социализма, классовая борьба будет лишь нарастать. Поэтому продвижение к социализму возможно лишь «через усиление органов диктатуры пролетариата, путем развертывания классовой борьбы, путем уничтожения классов, путем ликвидации остатков капиталистических классов, в боях с врагами, как внутренними, так и внешними».

Постулат об «оазисе социализма в плотном кольце врагов» плавно вытекал из сталинской доктрины о построении социализма в отдельно взятой стране. Революционная социалистическая волна в Европе затухла, не удался задуманный Лениным поход на Польшу, Германию и далее. И хотя Сталин официально не отказался от идеи «мировой революции», основное внимание пришлось перенести на Россию.

Но чтобы построить сталинский социализм, нужно было ликвидировать остатки антисоветских классов, то есть всех внутренних врагов. Так же пришлось вычистить всех несогласных с его доктринами внутри партии – троцкистов, бухаринцев и так далее. Сталин и «органы диктатуры пролетариата» увидели врагов даже в подростках, разрешив применять к достигшим 12-летнего возраста все меры наказания, включая расстрел.

Были ли в реальности эти внутренние враги? Как показал процесс проведенной реабилитации – не было. В основном дела «большого террора» пересмотрены, после смерти Сталина, все еще советским правосудием и состава фактических преступлений в большинстве из них – не обнаружено.

Русский националист.

Что касается врагов внешних, то да, действительно, в Германии уже набрали обороты национал-социалисты, в Италии фашисты, а в Японии милитаристы, но арестованному советскому гражданину вовсе не обязательно было быть настоящим фашистским шпионом, для того, чтобы его обвинили именно в этом. А под официально разрешенными пытками человек вынуждено с этими обвинениями соглашался. «Тройкам» и другим внесудебным органам его собственных признаний для вынесения приговора было достаточно.

С одной стороны, Сталин выступал против фашизма, национализма и империализма, с другой – тяготел к традиционному российскому великодержавию. По мнению историка Ричарда Пайпса, «Сталин давно понял, что основную силу коммунизм черпает из русского народа. В 1922 году две трети членов партии большевиков были русскими. А из оставшихся в основном ассимилированные украинцы и евреи.  Поэтому с самого начала партийной карьеры и с каждым годом своего диктаторства Сталин все более становился на позиции русского национализма, в ущерб интересам национальных меньшинств».

Окончательный поворот к российскому великодержавию произошел в 40-ые военные годы, когда зазвучали апелляции к традиционному российскому патриотизму, а война была названа «Великой Отечественной» по аналогии с Отечественной войной 1812 года.

Выдающийся и руководящий.

Был отменен большевистский институт «комиссаров», руководящий состав армии стал именоваться «офицерским». Прекращена агрессивная антирелигиозная компания, перестали закрывать церкви, а в 1943 году распущен Коминтерн – международная организация коммунистического интернационала. После Победы, на банкете в 1945 году Сталин поднял тост «за советский народ, но прежде всего, за русский народ, потому что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций СССР». А также русские, по мнению Сталина – руководящий народ. 

У национальных операций в годы «большого террора» официально не было исключительного националистического характера. Приказы НКВД предполагали аресты лишь тех граждан, кто, так или иначе, имел связь с враждебной заграницей. Но фактически, при исполнении на местах только наличие немецкой, польской, или иной «несоветской» фамилии становилось для человека приговором.

Мы полагаем, что именно таким образом, путем беспощадных репрессий, ставших в итоге отрицательной селекцией общества, Сталин выковывал новую общность – советский народ, объявленный им особым народом. И дело не только в том, что ликвидировалась существенная часть общества, а в том, что чувствовали и как жили при этом – оставшиеся.

И по сей день остается много людей, причисляющих себя к общности советских людей. Давайте подумаем, что отличает нас, как «хомо советикус»?

Человек советский, плюсы.

Большевики действительно заявляли о необходимости создания человека нового типа. А выражение «советский человек» широко использовалась в СССР для подчеркивания положительных качеств, присущих советским гражданам. Хрущев на 22-ом съезде КПСС сказал об общности людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, а именно – общую социалистическую Родину, общее социалистическое экономическое хозяйство, общую социально-классовую структуру и общее мировоззрение – марксизм-ленинизм, а также общую цель – построение коммунизма.

Подпитывалась эта общность совместными достижениями, такими, как Победа в Великой Отечественной войне и освоение космоса. Общим языком межнационального общения в СССР стал – русский язык.

Подытожим положительное в советском человеке. Это – любовь к Родине, гордость за Победу и полет Юрия Гагарина в космос. Однако, на этом похоже все кончается. Если, конечно, не вспоминать про марксизм-ленинизм и построение коммунизма, обещанное еще к 1980-му году.

Минусы.

Теперь давайте оценим отрицательные качества. Социолог Юрий Левада выделил такие черты: безразличие к качеству своего труда, воровство с рабочих мест, отсутствие инициативы, уклонение от личной ответственности, заниженные амбиции, безропотное подчинение любым действиям властей, приспособленчество, готовность выполнять даже безнравственные распоряжения, склонность к пьянству, подозрительность, лукавство.

Более того, хомо советикусу присуще – социальное лицемерие, то есть двоемыслие. А также – патернализм, то есть такая система отношений, при которой власть обеспечивает базовые потребности людей, а те позволяют властям диктовать модели своего поведения. По мнению ученого, советский тип личности не исчез с распадом СССР, а продолжает существовать в современной России и воспроизводиться в новых поколениях.

При этом к названным отрицательным чертам добавилось повышение уровня цинизма и агрессии. С начала двухтысячных годов растет количество людей, считающих Россию «осажденной крепостью», окруженной врагами. Что ж, как мы могли убедиться, эта мысль не нова, и плавно вытекает из сталинских доктрин.

Мы бы еще добавили современный тезис об убежденности многих россиян в том, что «ничего нельзя изменить» и «от меня ничего не зависит». При этом сохраняется желание «поговорить о политике», идентичное советскому осуждению власти на кухнях, но при полной неготовности и нежелании сделать хоть что-нибудь практически. И все это можно умножить на – слепую веру в телевизор и в теории заговора. Поэтому даже самая жесткая «диванная» критика власти на деле оборачивается – ее поддержкой.

Гомосос.

Социолог и писатель Александр Зиновьев для обозначения «гомо советикуса» использовал термин «гомосос», шутливо объясняя это любовью самих гомососов к сокращению слов. Про советскую интеллигенцию Зиновьев писал, в частности, так:

«Взгляните на советского человека! Он неглуп и образован. Его никто не оболванивал, ни запугивал, ни развращал. Он сам это делал в отношении других людей, которые, однако, не считают себя оболваненными, запуганными и развращенными. Советских людей нет надобности подвергать такой обработке, так как они сами способны кого угодно оболванить, запугать и развратить. Это – их натура».

«Гомосос приучен жить в сравнительно скверных условиях – пишет Зиновьев – готов встречать трудности и постоянно ждет еще более худшего; одобряет действия властей; стремится помешать тем, кто нарушает привычные формы поведения; обладает стандартизированным идеологическим сознанием; готов к жертвам и готов обрекать других на жертвы».

Посмотрим в зеркало.

Что ж, самокритично взглянув на самих себя, мы склонны согласиться с Зиновьевым, добавив лишь небольшое уточнение. Советского человека действительно уже нет нужды подвергать обработке по запугиванию и развращению, так как он давно прошел ее в годы беспощадных репрессий большевиков и коммунистического террора. И не избавился от этой обработки, по сей день. Советский народ, читаем, прежде всего – русский народ – «самая выдающаяся и руководящая нация в СССР».

Антон Ермаков.

Добавить комментарий