Хабаровские депутаты вновь отказались приватизировать МПС «Южная»

Жизнь города

Сегодня наш корреспондент побеседовал с депутатами городской думы Натальей Жиряковой и Михаилом Сидоровым, чтобы разобраться в ситуации с мусороперегрузочной станцией «Южная», которая была построена за наш счёт четыре года назад, до сих пор так и не запущена в работу, и вот сейчас городская администрация предлагает её приватизировать и подарить муниципальному АО «Спецавтохозяйство».

Начнём с терминологии. Мусороперегрузочные станции (МПС) — это такие производственные комплексы, в которых мусор прессуется в специальные брикеты. Благодаря прессованию мусор занимает на полигонах гораздо меньше места.

В 2010 году в Хабаровске была запущена МПС «Северная», рассчитанная на переработку до 600 тысяч кубометров мусора в год. Но уже в 2015 году бывший мэр Хабаровска Александр Соколов заявил, что во время месячников по санитарной очистке города эта станция работает на пределе возможностей, поэтому в том же году в Хабаровске началось возведение ещё одной мусороперегрузочной станции: МПС «Южная».

Она была с большой помпой открыта в августе 2017 года и рассчитана на обработку до 650 тонн твердых бытовых отходов в год.

Станция была построена на базе оборудования корейской компании LS. Её возведение обошлось нам (городскому бюджету) в сумму около 700 миллионов рублей. На это оборудование был предоставлен кредит, который мы закончили отдавать только в 2019 году. На всё оборудование корейский поставщик предоставил пятилетнюю гарантию (да, она вот, через год истечёт). При запуске станции утверждалось, что она позволит не только разгрузить «Северную» МПС, но и собрать мусор с несанкционированных свалок Хабаровского района.

У МПС «Южная» есть два важных преимущества перед действующей МПС «Северная»:

  1. она находится в южной части города, значительно ближе к мусорному полигону (он расположен на 60-м километре трассы Хабаровск-Находка), так что вывоз скомпонованного мусора с неё заметно дешевле, чем с «Северной» МПС;
  2. на ней имеется линия по сортировке мусора.

Сортировка мусора, извлечение из него годного в повторную переработку вторсырья (металлов, бумаги, стекла и т.п.) позволяет не только сократить объём вывозимого на полигон мусора, но и является обязательным по действующему федеральному законодательству.

Звучит великолепно, не так ли? Но есть одно «но». С момента запуска станции она не проработала ни одного дня! Почему? Неизвестно. Но очевидно одно: городу эта станция оказалась не нужна. Мощностей МПС «Северная» хватает. Загадкой остаётся лишь вопрос о том, зачем бывший мэр соколов в 2015 году врал, что городу необходима ещё одна мусороперегрузочная станция.

В 2020 году мэрия предложила городским депутатам приватизировать станцию с дальнейшей её передачей АО «Спецавтохозяйство». В качестве причины предлагаемого манёвра администрация города заявила, что мол на содержание станции уходят большие бюджетные деньги (у станции есть директор, бухгалтер и охрана), а толку с неё нет. А АО «Спецавтохозяйство», как главный оператор хабаровских отходов уже сможет как-нибудь распорядиться ею по уму. Однако такое обоснование вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Во-первых, почему станция не работает? Во-вторых, если она не нужна, то каковы предпосылки полагать, что АО «Спецавтохозяйство» станет её использовать? В-третьих, АО «Спецавтохозяйство» — одна из самых известных финансовых чёрных дыр в городе. По данным расследования, сделанного в 2020 году хабаровскими активистами, на доходы от деятельности этого АО его директор, Алексей Изотов, купил 10 квартир в Хабаровске, собрал автопарк из премиальных автомобилей, и построил гостиницу в Болгарии. При этом в бюджет Хабаровска это высокодоходное АО перечисляет сущие гроши.

С беспокойством по поводу планируемой приватизации МПС «Южная» в декабре 2020 года к городским депутатам обратился даже и.о. губернатора Михаил Дегтярёв. Тогда у него были хорошие отношения с городскими депутатами и депутаты отклонили вопрос о внесении станции в программу приватизации.

Вновь попробовать приватизировать станцию мэрия решила в этом году, после смены руководства гордумы. Но не тут-то было. На состоявшемся вчера заседании думы депутаты вновь отказали городской администрации.

Можно предположить следующий расклад. Сейчас в России идёт мусорная реформа. Согласно ей, все работы по сбору, сортировке и утилизации отходов должны быть переданы специальным «региональным операторам по обращению с ТКО», выбираемым властями субъектов по конкурсам на длительный срок. Эта схема была задумана и отражена в законах ещё в 2015 году. Однако старт реформе был дан лишь в 2018 году, после массовых антимусорных акций в Московской области. В 2019 году Сергей Фургал каким-то образом выпросил у Москвы право на отсрочку в реализации реформы в Хабаровском крае. Но рано или поздно реформа заработает и у нас. Согласно законодательству, в качестве регоператоров могут выступать лишь ООО и АО. Именно ради выполнения этого требования в 2016 году МУП «Спецавтохозяйство» было преобразовано в АО. Также в интернете ходят слухи, что в конкурсах для регоператоров будут выставлены очень высокие требования к капиталу участников. И присутствие на балансе АО «Спецавтохозяйство» станции за 700 миллионов очень значительно повышает её капитал и, соответственно, шансы на победу. В свою очередь, самарский десант приехал к нам для того, чтобы зарабатывать, а не тайгой любоваться. Вывоз мусора — одно из наиболее перспективных направлений заработка на жителях края. Тут и высокая рентабельность, и участие в бизнесе под видом независимого коммерческого предприятия, которое не обязано ни перед кем отчитываться куда оно тратит свою прибыль, и возможность получать из краевого бюджета какую-нибудь субсидию для регоператора. Правда, своего предприятия по вывозу отходов у Дегтярёва пока нет, так что простаивающая мусороперегрузочная станция ему очень интересна. Пока он старается только не допустить её ухода к мусорной империи Изотова, но скоро, надо полагать предложит передать её ему самому.

В ключе этой теории можно предположить, что Соколов в своё время инициировал строительство ненужной городу МПС «Южная» для того, чтобы создать на её базе новое, отдельное от «Спецавтохозяйства», предприятие по вывозу ТКО, которое позволило бы ему занять более выгодную позицию в вопросе дележа прибылей от работы империи Изотова. Ведь это произошло в том же 2015 году, когда федеральные власти опубликовали основные документы по предстоящей мусорной реформе и «Спецавтохозяйство» засобиралось в регоператоры.

Пока что городские депутаты понимают, что подарить кому бы то ни было объект, на который потрачено 700 миллионов рублей городских денег — это преступление. Будем надеяться, что они сохранят это понимание до конца срока своих полномочий.

Добавить комментарий